Шаңқобыз

Шаңқобыз

Это древний казахский металлический язычковый музыкальный инструмент. Он состоит из кованой железной дуги, в середине которой прикреплен язычок, в виде стальной пластинки с крючком на конце. У инструмента небольшой размер — всего 5-7 см.

На шанкобызе играли преимущественно женщины, убаюкивая своих младенцев в колыбели. Иногда на пальцы рук они надевали конырау — кольца с колокольчиками, которые создавали красочный звуковой фон.

Техника игры на шанкобызе достаточно проста. Инструмент прижимают к зубам, рот при этом служит резонатором, и ударяя пальцами по крючку приводят язычок в состояние вибрации. Различная высота звука достигается сменой положения языка исполнителя. Звук шанкобыза отличается большим количеством обертонов (призвуков), что придает ему сходство с человеческим голосом, а также дает массу возможностей в звукоподражании. В далеком прошлом при совершении шаманских обрядов баксы при игре на шанкобызе мастерски имитировали звуки природы: шум дождя, пение кукушки, бег скакуна, стук дятла, шум ветра, журчание воды и многое другое. Мастера-виртуозы, исполняющие на шанкобызе кюи, добавляли еще и горловые звуки, в результате чего получалось реальное трехголосие.

У музыкального инструмента среди народов бывшего СССР (включая Киргизию, Якутию, Башкирию, Туву и Алтай) множество других названий: аура, комуз, хомус, доромб, дрымба, зубанка, васанг, морчанг, пымель, вывко, тумра, кубыз, темир-комуз, ванияр, маультроммель, коусян, дан мои и, конечно же, варган.